Предыстория

Богоискательство
Россия не знала реформации европейского типа. Но во все времена на ее просторах находились искренние богоискатели, стремившиеся к чистоте раннего христианства, незамутненного человеческими традициями и послаблениями. При этом одни оставались в рамках официальной церкви, ограждаясь от мира строгой жизнью или уединением в монастыре. В других случаях христиане вольно или невольно вступали в конфликт с официальной церковью и объявлялись еретиками. Например, в конце XIV века в Пскове и Новгороде появились «стригольники», выступавшие против мздоимства и стяжательства духовенства. Церковный раскол XVII века и реформы императора Петра I, упразднившего патриаршество, подорвали легитимность официальной церкви и способствовали развитию массовых альтернативных религиозных движений. Однако невежество, слабое знание Библии и основ христианского вероучения, попытки заменить церковное предание собственной мифологией, неограниченный культ лидеров, преследования и замкнутое существование — все это ослабляло русские протестные движения, усиливало их изоляционизм, приводило к бесконечному дроблению на секты (хлысты, скопцы, субботники, старые и новые «израильтяне» и т.д.).
В XVIII в. появились более серьезные движения, близкие по духу ранним европейским протестантам, например, молокане и Духоборы, причем, есть основания полагать, что последние возникли не без влияния «богемских братьев» (движение за возвращение к истокам первохристианства, возникшее в Чехии в середине XV века). Молокане, в отличие от большинства религиозных диссидентов, считали основой своего вероучения не предание, а Библию. По их мнению, чтение и познание Священного Писания заменяют собой все церковные таинства. Духоборы и молокане не стали конфессией русского протестантизма, но оказали на него большое влияние, особенно на раннем этапе.

Далее:
Духовный кризис