Вместе с тем одновременно нарастало и противодействие духовному кризису. Во всех конфессиях искренние христиане стремились к духовному обновлению. В начале царствования Александра II по инициативе митрополита Филарета (Дроздова) возобновилась работа по переводу Библии на русский язык, завершенная к 1876 г. Люди проявляли большой интерес к Священному Писанию, духовной литературе, религиозно-философским диспутам. Все более обыденными становились выступления протестантских и католических проповедников перед русской аудиторией. Например, в конце 1860-х годов в С-Петербурге в результате проповедей Виктора Дитмана возникла так называемая апостольская община. Апостольцы уделяли особое внимание духовной подготовке к скорому, по их мнению, пришествию Христа. Одновременно некоторые из лютеранских пасторов начали проповедовать на русском языке, объясняя этот шаг ассимилированностью своих прихожан (хотя на проповеди собирались и русские слушатели). Разочарованные в традиционных формах религии, видя, что исполнение обрядов не сделало их ни более духовными, ни более нравственными, многие люди искали истину, самостоятельно обращаясь к Библии.
Это стихийное движение не было единым ни организационно, ни догматически. Одни современники говорили о появлении очередных «сект», другие — о духовном или евангельском пробуждении. Конфессиональные историки называют предтечами евангельского движения появившихся в 1840-е годы водных молокан, или новомолокан, признавших наряду с изучением Библии необходимость крещения и причастия.

Далее:
Штунидисты