Зарождение движения
Евангельское или евангельско-баптистское движение стихийно началось в середине XIX века в нескольких регионах страны: на юге России, на Украине, на Кавказе, а также в Санкт-Петербурге. Протестантские идеи распространялись как в регионах компактного расселения сектантов, так и в православной среде. В конфессиональной литературе датой возникновения русского баптизма (хотя и не бесспорно) считается дата крещения по вере тифлисского купца Н.И. Воронина — 20 августа 1867 г.
тифлисский купец Н. И. Воронин Дата его крещения по вере 20 августа 1867 г. считается датой возникновения русского баптизма (хотя и не бесспорно)
тифлисский купец Н. И. Воронин
В 1884 г. В.А. Пашков и М.М. Корф предприняли попытку провести в С.-Петербурге съезд представителей евангельских течений (штундистов, баптистов, пашковцев, новомолокан и др.) для выработки единого вероучения, но из-за вмешательства властей работа была прервана.
Василий Александрович Пашков Один из основоположников русского евангелизма, последователей которого называли пашковцами
Василий Александрович Пашков
граф Модест Модестович Корф (1843-1936) Основоположник евангельских христиан, за активную духовно-просветительскую деятельность вместе с В.А. Пашковым был изгнан из России
граф Модест Модестович Корф (1843-1936)
До 1905 г. правовое положение русских протестантов было необеспеченным. Их общины не имели легального статуса (за исключением баптистов, получивших легализацию в 1879 г.). Религиозные активисты подвергались уголовному и административному наказанию, высылались на окраины Российской империи. В 1894 г. «секта штунд» (куда произвольно зачислялись представители разных евангельских течений) была признана «более вредною». Трудности, однако, приучили русских протестантов к сплоченности и трудолюбию, а повсеместное трезвенничество и помощь малоимущим единоверцам способствовали их зажиточности.
Далее: