В первые годы советской власти русские протестанты пользовались относительной свободой. Большевики стремились сокрушить, прежде всего, православную церковь, которую считали самой богатой и могущественной религиозной организацией. В 1919 г. христиане-пацифисты даже получили право на альтернативную службу. В 1920-е годы евангельские христиане и баптисты, пользуясь конституционным правом на религиозную пропаганду, открывали новые собрания, выпускали литературу и периодические издания «Слово истины», «Баптист Украины» и другие.
журнал Баптист Периодическое издание, выходившее в начале XX века, издатель — Н.В. Одинцов
журнал Баптист

Созывались съезды и конференции. До 1928 г. в Ленинграде действовали курсы для евангельских проповедников. При молитвенных домах создавались библейские, музыкальные, рукодельные, женские, детские, юношеские кружки, проводились театральные представления, концерты, праздники. Широкое распространение получили христианские кооперативы и артели. По примерным данным, в конце 1920-х годов в СССР было 350-400 тысяч евангельских христиан и столько же баптистов, не считая детей и кандидатов на крещение. Евангельские христиане и баптисты стали самыми быстрорастущими религиозными организациями.

В конце 1920-х годов началось тотальное наступление на религию: конфискация молитвенных домов, лишение регистрации общин, закрытие религиозных учебных заведений и периодических изданий, репрессии против служителей и религиозных активистов. В 1935 г. после ареста двух последних руководителей, И.И. Бондаренко и В.И. Колесникова, прекратил существование Союз баптистов. Союз евангельских христиан формально продолжал действовать, но в условиях гонений руководство стало номинальным. К концу 1930-х годов в стране почти не осталось легально действующих общин. Однако во многих местах верующие собирались нелегально.

Годы войны.

В годы Великой Отечественной войны правительство изменило отношение к религии. 26-29 октября 1944 г. с санкции властей в Москве состоялось совещание евангельских христиан и баптистов (45 делегатов), которые приняли решение создать единый Союз ЕХиБ во главе с Всесоюзным советом (ВСЕХиБ, председатель Я.И. Жидков). Печатным органом нового Союза стал журнал «Братский вестник». В конце 1945 г. административным решением Совета из названия ЕХиБ была убрана буква «и», замененная дефисом. В августе 1945 г. на совещании ВСЕХиБ с лидерами пятидесятников в Москве было принято Соглашение о присоединении пятидесятников к Союзу ЕХиБ. Но если объединение евангельских христиан и баптистов выдержало испытание временем, то навязанное властью августовское соглашение оказалось нежизнеспособным и породило много проблем.
В послевоенные годы положение верующих в СССР улучшилось. Многие общины получили регистрацию. Хотя власти негласно пытались воспрепятствовать крещению молодежи, церкви ЕХБ быстро росли. В середине 1950-х годов началось массовое освобождение из лагерей церковных служителей. Власти были недовольны и обеспокоены как количественным ростом верующих, так и их возросшей активностью.

Далее:
Гонения / Годы перестройки