В середине XIX в. на юге России в реформатских и лютеранских поселениях немецких колонистов возникло движение за обновление духовной жизни. Его сторонников прозвали штундистами от слова «Stunde» — час, т.к. по воскресным и праздничным дням они в дополнение к богослужениям посвящали время чтению и толкованию Библии. На их собраниях стали бывать и русские люди, приходившие в колонии на заработки. Новообращенные (Михаил Ратушный, Ефим Цимбал и др.) создали первые русские общины штундистов. В 1860-е — 1870-е годы на юге России и в Закавказье — регионах компактного расселения русских религиозных меньшинств — началось распространение баптизма. Баптисты считали, что вера — это сознательный акт, поэтому не признавали детское крещение. Среди других принципов нового движения были следующие:

Человек оправдывается сознательной верой в Иисуса Христа.

Только Библия имеет абсолютный авторитет в вопросах веры и жизни.

Каждый человек может лично обращаться к Богу, без посредничества Церкви. Церковь — это собрание христиан.

Библией предусмотрены только два таинства: крещение и хлебопреломление.
На севере духовные поиски на основе обращения к Библии и пересмотра формально-обрядового отношения к религии вылились в евангельское движение среди высшего общества Санкт-Петербурга, описанное не только в воспоминаниях современников, но и в художественной литературе (например, в романах Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение»).

Далее:
ЕХБ в России