Возвращаясь же к Петру, мы видим, что апостол призывает народ принять крещение ради Иисуса. Крещение же здесь является тем средством, которое совершается для прощения грехов с целью получения дара Святого Духа. Теперь крещение в Церкви отличается от ветхозаветного крещения и крещения Иоанна тем, что человек имеет возможность получить дар Духа Святого. В этом случае мы видим, что получение прощения грехов, дара Святого Духа тесно переплетаются и ассоциируются с принятием водного крещения, т.е. символом, который олицетворяет новую жизнь.
Все это не означает, что крещение само по себе может быть как средством, так и гарантией того, что человек получит прощение грехов и дар Духа несмотря на состояние своей веры и наличие отношений со Христом. Нет. Но крещение есть отображение, символ того, что происходит в духовной реальности. Например, иудей Аполлос (Деян. 18:24) не знал ничего о крещении Иисуса Христа, но уже проповедовал о Нем, «горя духом». Ничего не сказано, получил ли он повторное крещение. Сказано лишь только, что ему подробнее объяснили учение Иисуса Христа (Деян. 18:26). Мы также можем заметить, что сошествие Святого Духа происходило как до крещения (Деян. 10:44-48), во время крещения (Деян. 8:39), так и после крещения (Деян. 8:14-17). Опять же, это свидетельствует о том, что погружение в воду (крещение) есть только видимый знак того, что на самом деле происходит в духовной реальности, т.е. покаяние и возрождение человека благодаря действию Святого Духа.
Это не говорит о том, что крещение не нужно, раз это только отображение духовной реальности. С одной стороны, разбойник, который висел на кресте по правую сторону от Иисуса, получил обещание Самого Господа, что он будет вместе с Ним в раю (Лк. 33:43). С другой стороны, Иисус явно повелевает крестить новых учеников. Подобное кажущееся «напряжение» мы можем объяснить с точки зрения богословского понятия «икономии» спасения. Если человек приходит к покаянию в месте, где нет воды или другого человека, который смог бы его крестить или он оказался в предсмертном состоянии — человек может уповать на спасение, если произнес вслух то, что произнес висящий рядом с Иисусом разбойник: 1. Исповедание Иисуса Господом; 2. Исповедание своих грехов. Разбойник, который был распят рядом со Христом, признал, что был распят за дело, а Иисус осужден нарочно. Он также признал тот факт, что Иисус может распорядиться его будущей посмертной судьбой, т.е. исповедал власть Иисуса над мертвыми.
Крещение же важно для человека, поскольку оно помогает человеку осознать серьезность своего намерения войти и выйти из воды для новой жизни. Мы так устроены, что человек нуждается в подобных видимых знаках. В крещении человек отождествляет себя со смертью Иисуса Христа (Рим. 6:3). Павел в этом отрывке пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Т.е. ранняя церковь отождествляла погружение в воду со смертью Иисуса Христа на Голгофском кресте. И поскольку Иисус умер ради искупления человека, наше погружение в воду символизирует нашу смерть, но уже для греха. И как Иисус воскрес из мертвых, так и мы, выходя из воды, становимся причастными новой жизни (см. Рим. 6:3-11).
И при всей ограниченности нашей статьи, нам, тем не менее, стоит остановиться на некоторых вопросах, возникающих при разговоре о водном крещении: вопрос крещения младенцев и вопрос крещения Духом.