Проблема же учения о крещении Святым Духом состоит в том, что, как мы указали выше, Дух сходит на верующего независимо от механизма крещения: Дух снисходит до, во время и после крещения в повествовании Нового Завета. Трудность пятидесятнического и харизматического учения состоит в том, что оно порождает некую мистическую стадийность в духовном возрастании верующего. В конце концов, пятидесятники, сами того не ведая, учат тому, что в церкви существует некая элитарная группа избранных верующих, которые имеют крещение Духом, тогда как добрая половина христиан — нет. Внимание, которое они уделяют видимым, механическим манифестациям крещения Духом Святым (например, говорение на языках) и ссылка на то, что говорение на языках способствует духовному становлению христиан — проблематична и ошибочна. Коринфяне, — возвращаясь к часто обсуждаемому посланию Коринфянам, — не имели недостатка в дарах (1Кор. 1:7). Однако они доставляли много хлопот апостолу Павлу. В их церкви имел место инцест (кто женился «на жене своего отца»), разделения, пьянства, излишества и пр. Проблема в том, что коринфяне пытались использовать духовные дары в своих корыстных целях, забывая, что христиане должны использовать дары для назидания и служения друг другу. При этом они все говорили на языках, превозносясь над другими членами общины. Но все это не решало их главной проблемы — отсутствия во многих членах общины простой христианской любви.

Условия крещения

Согласно баптистскому взгляду, крещение в евангельских церквях должно происходить с полным погружением верующего человека. То, что погружение должно быть полным, а не происходить с помощью простого омовения или кропления водой, говорит хотя бы само лингвистическое значение термина baptizo. Более того, примеры из самого содержания Нового Завета говорят в подтверждение тому, что верующие крестились погружением. В Ин. 3:23 написано, что Иоанн крестил при Еноне, «потому что там было много воды». При крещении Иоанном Иисус «вышел из воды» (Мк. 1:10). А при крещении евнуха Филиппом оба, сошедши в воду, затем вышли из нее (Деян. 8:36-39).При этом нужно помнить, что метафора погребения и крещение, которое есть его символ, гармонизируют друг с другом только тогда, когда во внимание берется именно акт полного погружения, а не частичного кропления или обливания. Как нам подсказывает логика и воображение, если Павел говорит о духовно-символическом погребении верующего в крещении, то обливание и кропление не совсем полно олицетворяют то, что могло бы передать полное погружение.

 Говоря же о тех случаях, когда человек не может принять крещение по ряду проблем, в силу вступают такие богословские понятия как акривия (точность, строгость, определенность) и икономия акривии, баптисты требуют, чтобы крещению предшествовало покаяние и возрождение человека. Если же после произошедшего покаяния человека, например, в местности, где нет достаточно воды (пустыня) возникает необходимость креститься, то действует принцип икономии, когда решает вопрос крещение с позиции практического снисхождения ради пользы крещаемого. Тогда, следуя также древней традиции Церкви (учение двенадцати Апостолов), человека должны крестить в проточной воде. Если же нет ее, можно крестить обливанием, если же нет и такой возможности, кроплением. Но в любом случае, как бы мы не уходили в воображаемые ситуации, практика подсказывает, что при желании воду можно найти везде. Ведь если мы не забываем тот факт, что вера является наиважнейшим фактором и условием крещения, то торопить события вовсе не стоит. (устроение дел, дома).
 Говоря же о важности веры (акривия), мы можем вспомнить, что вера и покаяние человека являются важнейшими условиями для крещения. Например, в Мк. 16:16 написано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». В первом случае вера стоит на первом месте, а потом следует крещение. Во втором же случае, при отсутствии веры подразумевается и ненадобность крещения. Важность личной веры подчеркивается в ответе Петра тюремному стражу: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30-31). Не стоит забывать, что крещение последовало за покаянием и исповеданием стражника. Но заметно, что крещению отдается второстепенное место.Поскольку крещение может рассматриваться с разных позиций как средство для выражения веры крещаемого, его желания стать частью общинной жизни, он входит в заветные отношения с Иисусом и ассоциирует себя с Его смертью, погребением и воскресением, в баптистских церквах имеется практика готовить кандидатов для крещения к этому серьезному шагу в жизни, а также знакомить с основными понятиями христианского служения, учения и церковной жизни.

Само же крещение совершается церковью как правило либо в баптистерии (мини-бассейн в церковном здании), либо на открытом воздухе на озере или реке, где можно совершать полное погружение человека в воду. Так как день крещения является праздником для церкви и для самых кандидатов, верующие торжественно готовятся к этой процедуре. Пасторы и крещаемые одевают специальные белые одеяния, которые олицетворяют собой ту чистоту и очищение, которую Христос дарит верующим в Него через покаяние грехов. Согласно установлению Христа (Мф. 28:19), крещение совершается во имя Отца, Сына и Святого Духа, когда в одной формуле молитвы в акте погружения в воду призываются во свидетельство все три Лица Божественной Троицы.

На главную