Венчание (бракосочетание, свадьба) — это торжественное, публичное оформление и празднование отношений между женихом и невестой, которые клянутся друг другу в верности, чтобы прожить совместную жизнь, которая с момента проведения торжеств понимается как брак, а сами отношения — брачными, семейными отношениями.

Поскольку церковное бракосочетание не является таинством в техническом смысле слова для баптистов, необходимо, тем не менее, дать определение и этому понятию. Апостол Павел, действительно, ссылается на «тайну, таинство» брака в Еф. 5:32, но, как видно из контекста, не в сакраментальном значении, а как параллель к отношениям между Богом и Церковью, Его Невестой. Но если брак не сообщает «благодати», в чем его особое значение? Ведь многие семьи рушатся даже среди христиан. Что же «благодать» не смогла им помочь? И почему баптисты призывают молодежь к целомудрию? Как рассматривает брак Библия? Достаточно ли для христиан празднования гражданского брака без церемонии венчания? Сложность этого вопроса в том, что Библия фактически ничего в деталях не говорит о богословии венчания. Брака — Да. Церковного бракосочетания — нет.Тем не менее, это не означает того, что в Писании нет оснований для подобной церемонии. В своем понимании понятия «бракосочетание, венчание» мы будем исходить из нашего понимания библейской антропологии (учение о человеке).

В самом начале в истории о сотворении человека мы видим, что понятие человек (евр. ish) сложное. Человек мыслится как двуполое существо («жена» на евр. isha). Бог говорит, что однажды человек отлепится от своих родителей и прилепится к своей жене. Так они станут одной плотью (Быт. 2:24). Автором ничего не упомянуто о венчании. Даже когда мы читаем повествование об избрании жены для Исаака, мы не видим никакого ритуального оформления их взаимоотношений (Быт. 24:67), где бы присутствовал жрец, который бы сакраментальным образом узаконил их отношения. С другой стороны, не стоит думать, что их сексуальным отношениям не предшествовала какая-либо церемония вообще. Просто автор книги Бытие не уделяет этому большого внимания, сказав просто: «…и взял Ревекку, и она сделалась ему женою». В истории же с Иаковом мы обнаруживаем брачный пир (Быт. 29:22), который посвящен женитьбе третьего патриарха на Рахили. Однако и в этой истории мы не видим никаких выделявшихся автором (Моисеем) брачных ритуалов, через которые пара благословлялась священником (тогда, собственно, не было левитов). Ввиду подобных наблюдений мы естественно задаемся вопросом: зачем тогда венчание необходимо вообще? Необходимо, потому что нужно. И в этом, казалось бы, нарочито простом объяснении заложена сама природа человеческих отношений. Как мы уже объясняли в разделе, посвященном крещению, на востоке в древности существовали различные церемонии, которые знаменовали собой внешнее выражение того, что происходило между людьми. И как инаугурация была необходима Саулу, так и в случае брака/венчания необходим такой ритуал/обряд, который придает отношениям между людьми официальный, легитимный статус. Когда мужчина должен чувствовать себя мужем, а женщина женой? Является ли сексуальный контакт достаточным и необходимым шагом к тому, чтобы мужчина и женщина считали друг друга мужем и женой? Нет, ни коим образом.

Брачная церемония в древности на востоке, как и сегодня, является необходимой процедурой, которая помогает человеку осознать себя полноправным участником брачных отношений, в момент установления которых он в публичной обстановке произносит обет верности. Так, можно обозначить главные и существенные составляющие брака:
1. Публичность брака;
2. Праздничность и торжественность брака;
3. Наличие контрактных (заветных) отношений.

Все три компонента являются обязательными составляющими института брака. Но может ли брак, проведенный приватно, считаться браком, если само венчание не наделяет людей особой благодатью или благословениями? Да, может. Но все зависит от обстоятельств. Ведь нами не было упомянуто среди трех составляющих четвертого: любви. Но наличие двух людей, желающих вступить в брак, по определению уже подразумевает любовь. И если это любовь, если это христианская любовь, эти отношения тем более будут публично оформлены, поскольку это не только любовь внутри брака, но и любовь направленная извне, вовне брака! Для того чтобы это объяснить, мы должны отметить еще несколько моментов.