До 1905 г. в России запрещался свободный выход из православия. Религиозные вольнодумцы подвергались дискриминации или открытому преследованию. Формально каждый житель Российской империи принадлежал к какой-нибудь религии. Но фактически в середине XIX века российское общество охватил глубокий духовный кризис. Многие современники отмечали такие проблемы, как ослабление морально-нравственных устоев, массовая неудовлетворенность традиционными формами религиозности. Среди простолюдинов исполнение церковных обрядов причудливо сочеталось с темными предрассудками, верой в колдовство, наговоры, заклинания. Нравственной распущенности, особенно пьянству, предавались подчас даже подростки и дети.
Проблема сделалась очевиднее во второй половине XIX века — в эпоху бурного развития капитализма. В поисках работы крестьяне отправлялись в города, на строительство новых селений, дорог. Вдали от семьи, от привычного уклада жизни, заведя в кармане «лишнюю копейку», многие из них втягивались во всевозможные пороки: пьянство, разврат, азартные игры… Служители разных конфессий пытались бороться с этим явлением, но большинство людей сохраняли уверенность, что для спасения души достаточно исполнения церковных обрядов и ежегодной исповеди. Но даже и эти требования становились для многих непосильными. Например, если в 1842 г. от ежегодной исповеди уклонялось «по нерадению» 8.2% мужчин и 7% женщин, то в 1852 г. их стало соответственно более 9% мужчин и 8% женщин. Другими словами, примерно 2-3 миллиона человек не исполняли важной обязанности православного верующего. Не были примером моральной чистоты и представители «просвещенных классов». В этих кругах, особенно среди учащейся молодежи, распространялись материализм, атеизм и даже нигилизм — полное отрицание духовных ценностей.
Далее:
Духовное обновление